Preview

Библиотечно-информационный дискурс

Расширенный поиск

Измерение эффективности деятельности библиотек: зарубежный опыт

https://doi.org/10.47612/LID-2021-1-1-45-52

Аннотация

В статье рассматриваются различные критерии оценки эффективности деятельности библиотек. Зарубежными специалистами разработаны различные методики измерения эффективности деятельности библиотек: ServQUAL, LibQUAL, метод анализа пакета данных, метод тотального управления качеством, Best Value. Особое внимание уделяется документам, подготовленным при содействии ИФЛА. Значительный вклад в разработку показателей, позволяющих многоаспектно оценить деятельность библиотек, внесли Р. Полл и П. Бокхорст. Система сбалансированных показателей была использована при разработке индикаторов оценки эффективности деятельности библиотек Республики Беларусь. Представляет интерес использование бенчмаркинга, основанного на сравнительном анализе результатов деятельности библиотек по определенным параметрам или однотипных библиотек. Важное значение имеет оценка деятельности библиотек со стороны населения. Решающую роль играет «социальный эффект» – удовлетворение культурных, образовательных, информационных потребностей населения при содействии библиотек. Российские специалисты И. Пилко и С.А. Мухамедиева предложили сводный индекс эффективности деятельности библиотеки – совокупность показателей социальной, экономической, организационной, технологической эффективности. Опыт зарубежных специалистов в области библиотечного дела был gполезен при проведении научного исследования «Разработать качественные показатели эффективности деятельности организаций культуры Республики Беларусь с учётом международного опыта».

Об авторе

Н. Ю. Берёзкина
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Беларусь

Берёзкина Наталья Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кафедра культурологии и психолого-педагогических дисциплин, доцент

Scopus Author ID: 36805485200

РИНЦ AuthorID: 273849

Минск



Список литературы

1. Тикунова, И. П. Измерение качества библиотечных услуг − актуальная проблема современности / И. П. Тикунова // Библиотеки и просвещение в области прав потребителей : материалы 3-го Всерос. науч.-практ. семинара, Москва, 15–16 нояб. 2007 г. : тема 2007 г.: Качество потребительских товаров и услуг – проблема XXI века / Рос. гос. б-ка. – М., 2008. – С. 74–81.

2. Ашервуд, Б. Исследования эффективности работы библиотеки / Б. Ашервуд // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 4. – С. 93–96.

3. 3. Редькина, Н. С. Измерение эффективности работы библиотек / Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 63–72.

4. Земсков, А. И. Проблемы качества работы библиотек на ИФЛА–2003 (Заседание Дискуссионной группы) / А. И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 2. – С. 121–124.

5. Полл, Р. Измерение качества работы. Международное руководство по измерению эффективности работы университетских и других научных библиотек / Р. Полл, П. Бокхорст ; пер. с англ. – М. : Логос, 2002. – 151 с. – (Публикации ИФЛА / Секции унив. и др. б-к ИФЛА).

6. Пол, Р. Измерение качества деятельности библиотек / Р. Пол, П. те Бокхорст ; пер. с англ. [и науч. ред. Г. А. Кисловской] ; Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2008. – 315 с.

7. Меньщикова, С. П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности / С. П. Меньщикова. – М. : Литера, 2009. – 112 с.

8. Иванова, Е. Оценка эффективности деятельности учреждений культуры (на примере библиотечных учреждений) [Электронный ресурс] / Е. Иванова // Экология культуры. – 2004. – № 3. – Режим доступа: https://www.culture29.ru/upload/medialibrary/6ee/6ee9c0d16a4e4afb9cf67e1c69f091ef.pdf. – Дата доступа: 23.10.2021.

9. Кук, К. Новые подходы к оценке эффективности работы библиотек / К. Кук, Ф. Хит, Б. Томпсон // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 1. – С. 115–122.

10. Линден, И. Л. Новый инструмент оценки библиотечного обслуживания – SERVQUAL/LibQUAL / И. Л. Линден // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – С. 45–54.

11. Брофи, П. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы / П. Брофи ; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг ; [пер. с англ. А. И. Земскова]. – М. : Омега-Л, 2009. – 357 с.

12. Романов, П. С. Оценка эффективности работы библиотеки методом анализа пакета данных. Зарубежный опыт / П. С. Романов // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 8. – С. 95–101.

13. Земсков, А. И. Методика оценки эффективности работы библиотеки – бенчмаркинг / А. И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 6. – С. 3–7.

14. Чудинова, В. П. Измерение ценности и критерии эффективности деятельности библиотек: зарубежный опыт / В. П. Чудинова. – М. : Литера, 2011. – 256 с.

15. Редькина, Н. С. Обзор современных методов оценки качества обслуживания пользователей библиотек / Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2016. – № 3. – С. 65–73. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2016-3-65-73

16. Линч, Б. П. Оценка работы публичных библиотек / Б. П. Линч // Науч. и техн. б-ки. – 1999. – № 10. – С. 26–33.

17. Пилко, И. С. К оценке эффективности библиотечной деятельности / И. С. Пилко, С. А. Мухамедиева // Науч. и техн. б-ки. – 2019. – № 3. – С. 31–44. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-3-31-44


Рецензия

Для цитирования:


Берёзкина Н.Ю. Измерение эффективности деятельности библиотек: зарубежный опыт. Библиотечно-информационный дискурс. 2021;1(1):45-52. https://doi.org/10.47612/LID-2021-1-1-45-52

For citation:


Вeryozkina N.Y. Measuring the efficiency of library activities: foreign experience. Library & Information Discourse. 2021;1(1):45-52. (In Russ.) https://doi.org/10.47612/LID-2021-1-1-45-52

Просмотров: 1228


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2791-2841 (Online)