Обзор текущего состояния услуг научной библиотеки. Взгляд изнутри
https://doi.org/10.47612/2791-2841-2022-2-2-32-40
Аннотация
Процесс перехода от традиционных форм обслуживания читателей к новым начинается с анализа текущего состояния библиотечных сервисов, определения степени актуальности предоставляемых услуг на фоне изменяющихся задач и ответственности, с которой сталкиваются библиотекари в связи с новыми ролями. Целью данного исследования стало изучение реального состояния библиотечных, информационных, методических услуг, которые выполняются отделами сети Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук (ЦБС БЕН РАН), расположенными в научно-исследовательских институтах. По результатам анкетирования выявлен спектр услуг, уже внедренный в работу (доступ к локальным и удаленным электронным ресурсам, автоматизированные рабочие места, электронная доставка документов, библиометрические исследования и др.), и планируемый к включению в будущем (организация виртуальных выставок, проверка научных работ на корректность заимствований в системе «Антиплагиат», предоставление патентной информации, услуги переводчика и пр.). Сами сотрудники связывают медленное внедрение новых форм обслуживания с отсутствием материально-технических и человеческих ресурсов в отделах Сети, недостатком навыков для работы с новыми технологиями; а дальнейшее развитие видят в улучшении материальной базы библиотеки, расширении услуг за счет клиенториентированности, налаживании обратной связи с читателями, повышении собственной квалификации.
Об авторах
Е. В. БескаравайнаяРоссия
Бескаравайная Елена Вячеславовна, отдел Центральная библиотека в Пущинском научном центре РАН, старший научный сотрудник
Scopus ID: 55661129800
ResearcherID: T-8970-2019
РИНЦ AuthorID: 519605
Москва
Т. Н. Харыбина
Россия
Харыбина Татьяна Николаевна, заведующая отделом Центральная библиотека в Пущинском научном центре РАН, старший научный сотрудник, заслуженный работник культуры РФ
Scopus ID: 54880573000
ResearcherID: AAF-7789-2021
РИНЦ AuthorID: 85667
Москва
Список литературы
1. Богданова, И. Ф. Работа национальных библиотек в период пандемии: вчера и сегодня / И. Ф. Богданова // Библ.-информ. дискурс. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 8–16. https://doi.org/10.47612/LID-2021-1-1-8-16
2. Редькина, Н. С. Подготовка библиотекарей в области управления исследовательскими данными / Н. С, Редькина // Учен. зап. (Алт. гос. акад. культуры и искусств). – 2019. – №3(21). – С. 83–86. https://doi.org/10.32340/2414-9101-2019-3-83-86
3. Developments in research data management in academic libraries: towards an understanding of research data service maturity / A. M. Cox [et al.] // J. of the Assoc. for Information Science a. Technology. – 2017. – Т. 68, № 9. – P. 2182–2200. https://doi.org/10.1002/asi.23781
4. Vitale C. R. H. Is research reproducibility the new data management for libraries? / C. R. H. Vitale // Bull. of the Assoc. for Inform. Science a. Technology. – 2016. – Vol. 42, № 3. – P. 38–41.
5. Interdisciplinary collaboration: librarian involvement in grant projects / M. D. Brandenburg [et al.] // College & Research Libraries. –2017. – Т. 78, № 3. – P. 272–282. https://doi.org/10.5860/crl.78.3.272
6. Borrego, A. Librarians as research partners: their contribution to the scholarly endeavour beyond library and information science / A Borrego, J. Ardanuy, C. Urbano // The J. of Academic Librarianship. – 2018. – Vol. 44, № 5. – P. 663–670. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2018.07.012
7. Парамонова, И. Е. Реализация универсальной модели развития научно-технической библиотеки / И. Е. Парамонова // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. – 2019. – № 3 (40). – С. 157–162. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2019-3-157-162
8. Schwartz, Ch. A. The university library and the problem of knowledge / Ch. A. Schwartz // College & Research Libraries. – 2007. – Vol. 68, № 3. – P. 238–244. https://doi.org/10.5860/crl.68.3.238
9. Rader, H. B. Building faculty-librarian partnerships to prepare students for information fluency: the time for sharing expertise is now / H. B. Rader // College & Research Libraries. – 2004. – Vol. 65, № 2. – P. 74–90. https://doi.org/10.5860/crln.65.2.74
10. Saunders, L. Perspectives on accreditation and information literacy as reflected in the literature of library and information science / L. Saunders // The J. of Academic Librarianship. – 2008. – Vol. 34, № 4. – P. 305–313. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2008.05.003
11. Роль научной библиотеки в формировании информационной грамотности / В. В. Слемнёва [и др.] // Библ.-информ. дискурс. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 23–29. https://doi.org/10.47612/LID-2021-1-1-23-29
12. Федосова, А. А. Библиотека в системе информационно-библиографического обеспечения научной деятельности в сфере культуры в учреждениях высшего образования / А. А. Федосова // Весн. Беларус. дзярж. ун-та культуры і мастацтваў. – 2021. – № 2 (40). – С. 159–166.
13. Трофимова, Л. А. Социально-психологический климат коллектива библиотеки как условие ее эффективной деятельности / Л. А. Трофимова // Библиосфера. – 2021. – № 1. – С. 63–74. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-1-63-74
14. Ducas, A. Reinventing ourselves: New and emerging roles of academic librarians in Canadian research-intensive universities / A. Ducas, N. Michaud-Oystryk, M. Speare // College & Research Libraries. – 2020. – Vol. 81, № 1. – P. 43–65. https://doi.org/10.5860/crl.81.1.43
15. Cox, A. M. Evolving academic library specialties / A. M. Cox, S. Corrall // J. of the Amer. Soc. for Inform. Science a. Technology. – 2013. – Vol. 64, № 8. – P. 1526–1542. https://doi.org/10.1002/asi.22847
16. Касьянова, Т. И. Настоящее и будущее библиотечных профессий / Т. И. Касьянова, А. А. Мударисова // Вопр. упр. – 2019. – № 5 (60). – С. 230–241. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2019-5-230-241
17. Roles in the e-landscape: who is managing information? / A. Abell [et al.] // Business Inform. Rev. – 2006. – Vol. 23, № 4. – P. 241–251. https://doi.org/10.1177/0266382106072249
18. Corrall, S. Educating the academic librarian as a blended professional: a review and case study / S. Corrall // Libr. Management. –2010. – Vol. 31, № 8/9. – P. 567–593. https://doi.org/10.1108/01435121011093360
19. Михайленко, В. С. Дуалистическая картина восприятия иерархических отношений «руководитель-подчиненный» как аспект формирования социально-психологического климата коллектива библиотеки ОмГТУ (по результатам исследования) / В. С. Михайленко // Динамика библиотечно-информационного обеспечения образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 10–11 нояб. 2020 г.) / Ом. гос. техн. ун-т ; науч. ред. Т. В. Бернгардт. – Омск, 2020. – С. 133–146.
20. Солянина, Л. В. Роль библиотеки в процессе повышения библиометрических показателей учреждения высшего образования / Л. В. Солянина // Информационные ресурсы в современной библиотечной деятельности : сб. материалов регион. науч.-практ. конф., г. Курск, 12 марта 2018 г. / Курс. гос. ун-т, Науч. б-ка ; редкол.: И. В. Шпаков (отв. ред.) [и др.]. – Курск, 2018. – С. 28–30.
21. Äström, F. How implementation of bibliometric practice affects the role of academic libraries / F. Äström, J. Hansson // J. of Librarianship & Inform. Science. – 2013. – Vol. 45, № 4. – P. 316–322. https://doi.org/10.1177/0961000612456867
22. Бескаравайная, Е. В. Анализ востребованности информационно-патентного обеспечения пользователей в научных библиотеках / Е. В. Бескаравайная, И. А. Митрошин, Т. Н. Харыбина // Науч. и техн. б-ки. – 2019. – № 8. – С. 20–37. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-8-20-37
Рецензия
Для цитирования:
Бескаравайная Е.В., Харыбина Т.Н. Обзор текущего состояния услуг научной библиотеки. Взгляд изнутри. Библиотечно-информационный дискурс. 2022;2(2):32-40. https://doi.org/10.47612/2791-2841-2022-2-2-32-40
For citation:
Beskaravaynaya E.V., Kharybina T.N. An overview of the current state of science library services. A look from within. Library & Information Discourse. 2022;2(2):32-40. (In Russ.) https://doi.org/10.47612/2791-2841-2022-2-2-32-40