ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НАУКИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА >
В статье представлены возможности автоматизированной системы информационного обеспечения инновационной деятельности и трансфера технологий (ТТ) для организаций Национальной академии наук Беларуси, которая создана на базе современных программных, технологических и дизайнерских решений с использованием инструментов лучших зарубежных сетей ТТ, и обеспечивает активизацию научной, производственной и инновационной деятельностей организаций, увеличение экспорта/импорта продукции и технологий. Представлены также направления развития созданной системы в части онлайн-обучения и консультирования по вопросам ТТ, управления и коммерциализации интеллектуальной собственности.
НАУКОВЕДЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТРИКИ >
Дана качественная оценка развития журнала в ретроспективе на основе библиометрического анализа по различным параметрам: тематика, география исследований, цитируемость, наполняемость. В качестве основного объекта исследования выступили электронные версии журнала в электронном репозитории вуза. В результате анализа составлена характеристика «научного лица» журнала, выраженного в научных интересах авторов в области лесовосстановления, лесной таксации, лесной пирологии, изучения отдельных лесных культур, чаще других, сосны обыкновенной. На основе полученных данных была выявлена зависимость цитируемости от правильно представленных метаданных. Положительная динамика цитируемости работ с течением времени свидетельствует о востребованности тематики в научной среде; при этом на основе данных об отсутствии положительной динамики в расширении географии исследований в публикациях сделан вывод о необходимости изменения редакционной политики по привлечению авторов из других регионов для дальнейшего качественного роста журнала.
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА >
Представлены результаты научной работы по актуализации политематического Информационно-поискового тезауруса по сельскому хозяйству и продовольствию (ИПТ), разрабатываемого в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека» (ФГБНУ ЦНСХБ), для точного отображения содержания документов в процессе индексирования, обеспечения унифицированного представления данных, адекватного описания предметных областей и повышения поисковых возможностей тезауруса. Рассматриваются основные функции ИПТ, представляющего собой сложную терминологическую систему, между элементами которой (лексическими единицами (ЛЕ)) существуют различные виды смысловых отношений. Особо отмечается роль ИПТ как отраслевого справочника научной лексики. В исследовании осуществлено обогащение контента ИПТ новой лексикой по следующим тематическим областям: защита растений, зоология, микробиология, ботаника, лесное хозяйство, растениеводство. Результатом научной работы по актуализации явилась новая версия ИПТ, содержащая 62 682 ЛЕ. Более 27 600 ЛЕ являются научными (латинскими) наименованиями организмов (из них 1 782 новые). Всего было откорректировано (добавлено, изменено, удалено) около 2 700 ЛЕ. Добавлено около 2 800 связей между терминами (иерархических, синонимичных, ассоциативных). Актуализированная версия тезауруса, включающая новую терминологию, дает возможность адекватного описания предметных областей, точного раскрытия содержания документа в процессе его научной обработки и является эффективным средством индексирования и тематического поиска. Создание и развитие ИПТ ФГБНУ ЦНСХБ соответствует современному уровню развития тезаурусов. Объем ИПТ, развитость его словарных статей, представленные в нем смысловые связи терминов, позволяют достаточно полно описывать предметные области, относящиеся к сельскому хозяйству, пищевой промышленности и смежным дисциплинам.
Статья посвящена рассмотрению архитектуры и возможностей разработанного в Объединенном институте проблем информатики Национальной академии наук Беларуси комплекса информационно-технологических систем для автоматизации научных и научно-технических библиотек на новой программно-информационной платформе на основе облачных веб-технологий (КИТС БИТ WEB).
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ И БИБЛИОТЕЧНОЙ ОТРАСЛИ >
Процесс перехода от традиционных форм обслуживания читателей к новым начинается с анализа текущего состояния библиотечных сервисов, определения степени актуальности предоставляемых услуг на фоне изменяющихся задач и ответственности, с которой сталкиваются библиотекари в связи с новыми ролями. Целью данного исследования стало изучение реального состояния библиотечных, информационных, методических услуг, которые выполняются отделами сети Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук (ЦБС БЕН РАН), расположенными в научно-исследовательских институтах. По результатам анкетирования выявлен спектр услуг, уже внедренный в работу (доступ к локальным и удаленным электронным ресурсам, автоматизированные рабочие места, электронная доставка документов, библиометрические исследования и др.), и планируемый к включению в будущем (организация виртуальных выставок, проверка научных работ на корректность заимствований в системе «Антиплагиат», предоставление патентной информации, услуги переводчика и пр.). Сами сотрудники связывают медленное внедрение новых форм обслуживания с отсутствием материально-технических и человеческих ресурсов в отделах Сети, недостатком навыков для работы с новыми технологиями; а дальнейшее развитие видят в улучшении материальной базы библиотеки, расширении услуг за счет клиенториентированности, налаживании обратной связи с читателями, повышении собственной квалификации.
КАДРЫ, КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО >
В современном мире единство формального, неформального и информального образования влияет на успешность профессиональной деятельности библиотечных кадров. Информальному образованию отводится значимая роль в обществе, так как оно включает все возможные отрасли знания и дает возможность полноценного развития личности и специалиста. Сущностной характеристикой информального образования выступает индивидуальная познавательная деятельность человека. В статье актуализируется проблема реализации информального образования в контексте непрерывного образования библиотечных специалистов. Рассмотрены плюсы и минусы информального образования, описаны психологические особенности информального образования и приемы преодоления возникающих психологических барьеров в его реализации. Одним из методов получения информального образования являются социальные медиа, что позволяет получить пользователям нужную информацию в доступном, емком и четком виде. Примером информального образования библиотечных специалистов посредством социальных медиа является профиль в Инстаграм «Библиотечная журналистика». Отмечается, что подобные онлайн-помощники для библиотечных специалистов способствуют развитию многоуровневого образования, что приводит к творческой самореализации библиотекарей, их профессиональному, интеллектуальному и культурному совершенствованию. Результаты исследования могут найти практическое применение при реализации информального образования путем использования методического онлайн-ресурса как в отношении подготовки студентов библиотечной специальности, так и в отношении повышения компетентности библиотечных специалистов-практиков.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ И БИОГРАФИСТИКА >
Рассматривается деятельность Белорусской республиканской научной сельскохозяйственной библиотеки (БРНСХБ) в 1960-е – первой половине 1970-х гг., направленная на улучшение обслуживания читателей, не имеющих возможностей пользоваться непосредственно её абонементом и читальным залом, через различные формы нестационарного обслуживания: библиотеки-передвижки, филиалы, пункты выдачи литературы. Раскрываются определения и сущность таких понятий как «филиал», «библиотека-передвижка», «пункт выдачи» применительно к историческим реалиям 1960 – первой половины 1970-х годов. На основе документов из текущего архива Белорусской сельскохозяйственной библиотеки им. И.С. Лупиновича Национальной академии наук Беларуси выявлены формы нестационарного обслуживания, которые применялись в БРНСХБ в исследуемый период; установлены количество и места функционирования (названия) каждой из форм внестационарной работы по годам. Приведены статистические показатели форм нестационарного обслуживания БРНСХБ по учёту читателей, выдачи литературы, справочно-библиографической и информационной работы.