Роль научной библиотеки в формировании информационной грамотности
https://doi.org/10.47612/LID-2021-1-1-23-29
Аннотация
В статье рассматривается система формирования и развития информационной грамотности разных групп пользователей научной библиотеки и библиотекарей (на примере обучающих мероприятий, проходивших в Белорусской сельскохозяйственной библиотеке). Перечисляются основные информационные умения и навыки, которыми должны владеть студенты, аспиранты, ученые и специалисты. Дается характеристика семинаров и презентаций по развитию информационной грамотности, с описанием практической и теоретической частей. Подчеркивается влияние уровня информационной компетентности пользователей на качество научных исследований. Показывается роль информационной грамотности в формировании профессионального сознания библиотечных специалистов. Раскрываются возможности дистанционной формы проведения мероприятий в современных условиях. Обосновывается необходимость постоянного повышения уровня владения информационными навыками в научных библиотеках.
Об авторах
В. В. СлемнёваБеларусь
Слемнёва Вера Владимировна, научно-библиографический отдел обслуживания удаленных пользователей, младший научный сотрудник
РИНЦ AuthorID: 924086
Минск
Р. А. Муравицкая
Беларусь
Муравицкая Римма Арамовна, научно-библиографический отдел обслуживания удаленных пользователей, заведующий отделом
РИНЦ AuthorID: 905379
Минск
Н. С. Шакура
Беларусь
Шакура Наталия Сергеевна, научно-библиографический отдел обслуживания удаленных пользователей, научный сотрудник
РИНЦ AuthorID: 906696
Минск
Е. В. Аксюто
Беларусь
Аксюто Екатерина Васильевна, научно-библиографический отдел обслуживания удаленных пользователей, научный сотрудник
РИНЦ AuthorID: 905346
Минск
Список литературы
1. Бекмамбетова, З. Ж. Трансформация методов научной коммуникации под воздействием процессов глобализации / З. Ж. Бекмамбетова, А. Джамбулов // Intern. Independent Sci. J. – 2021. – № 27. – C. 47–50.
2. Пекшева, М. А. Информационная школа ученого: модернизация в эпоху цифровизации / М. А. Пекшева // Библиосфера. – 2019. – № 4. – С. 54–63. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-54-63
3. Чигишева, О. П. Роль исследовательской грамотности в профессиональной деятельности ученого / О. П. Чигишева // Балт. гуманитар. журн. – 2018. – Т. 7, № 3 (24). – С. 323–326.
4. Exner, N. Research information literacy: addressing original researchers' needs / N. Exner // The J. of Academic Librarianship. – 2014. – Vol. 40, № 5. – P. 460– 466. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2014.06.006
5. Жукова, Н. Н. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии [Электронный ресурс] / Н. Н. Жукова // Реализация стандартов 2-го поколения в школе: проблемы и перспективы : материалы всерос. науч. конф. / Яросл. гос. пед. ун-т. – Режим доступа: http://yspu.org/conferences/Realizaciya_standartov_2-go_pokoleniya_v_shkole/Formirovanie_i_razvitie_obscheuchebnyh_umenii_i_navykov.pdf. – Дата доступа: 19.08.2021.
6. Меньшенина, Ю. А. О классификациях информационных умений / Ю. А. Меньшенина // Науч. альм. – 2021. – № 5–1(79). – С. 96–100.
7. Оформление библиографического списка к научной работе : метод. рекомендации / сост.: Т. А. Ерохо, С. Н. Кондратович, А. Ю. Толкачева. – Минск : Нац. б-ка Беларуси, 2015. – 65 с.
8. Прокопьева, Н. Ю. Формирование медийно-инфомационной грамотности студентов колледжа / Н. Ю. Прокопьева // Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей : сб. ст. / Ин-т ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» ; ред. Ю. Ю. Черный, Т. А. Мурована. – М., 2021. – С. 60–63.
9. Погребняк, Н. Н. Технологии научно-исследовательской деятельности студентов в университетах Европы / Н. Н. Погребняк // Учен. зап. Крым. федер. ун-та им. В. И. Вернадского. – 2021. – Т. 7 (73), № 3. – С. 53–63.
10. Смелова, И. А. Влияние информационной грамотности на формирование пространства знаний / И. А. Смелова // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. Проблемы обеспечения цифрового суверенитета государства : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. / Моск. гос. лингвист. ун-т ; под общ. ред. В. Царегородцева. – М., 2021. – С. 196–202.
11. Honors students and thesis research: a study of information literacy practices and self-efficacy at the end of students’ undergraduate careers / A. Medaille [et al.] // College & Research Libr. – 2021. – Vol. 82, № 1. – P. 92–112. https://doi.org/10.5860/crl.82.1.92
Рецензия
Для цитирования:
Слемнёва В.В., Муравицкая Р.А., Шакура Н.С., Аксюто Е.В. Роль научной библиотеки в формировании информационной грамотности. Библиотечно-информационный дискурс. 2021;1(1):23-29. https://doi.org/10.47612/LID-2021-1-1-23-29
For citation:
Slyamnyova V.V., Muravitskaya R.A., Shakura N.S., Aksiuta E.V. The role of the scientific library in the development of information literacy. Library & Information Discourse. 2021;1(1):23-29. (In Russ.) https://doi.org/10.47612/LID-2021-1-1-23-29