ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НАУКИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА >
В статье рассматриваются возможности, принципы работы, опыт реализации и применения интернет-библиотеки (далее – Библиотека) авторских учебных материалов для подготовки, переподготовки, повышения квалификации. Использование семантико-математических моделей, компьютерных технологий обработки информации позволяет реализовать множество вариантов систематизации разделенных на темы учебных материалов Библиотеки по принципам – от простого к сложному, в хронологическом порядке, от известного к новому и др. Учебные материалы в Библиотеке автоматически объединяются в динамическую структуру – граф упорядоченных учебных материалов. Это повышает скорость разработки учебных материалов для подготовки специалистов по новым специальностям, позволяет проводить обучение каждого специалиста по индивидуальной программе обучения в течение всей жизни. Автоматизация процедур самоконтроля и внешнего контроля уровня усвоения материала каждой темы позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов. Использование интернет-технологий позволяет организовать множественный одновременный доступ к материалам Библиотеки, что обеспечивает доступность образования и возможность массовой подготовки специалистов по различным специальностям с различными уровнями знаний и умений. В результате функциональные возможности и нагрузка на традиционную библиотеку увеличиваются, а её роль в учебном процессе существенно возрастает. Создание интернет-библиотеки учебных материалов в качестве национального проекта позволит государству занять лидирующие позиции по качеству, количеству и разнообразию подготовки специалистов, а также в сфере экспорта образовательных услуг.
НАУКОВЕДЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕТРИКИ >
Статья посвящена истории развития западноевропейской научной коммуникации в период Раннего Средневековья (V – середина XI в.). В работе приведена периодизация эпохи Средних веков, проанализированы изменения политической карты Западной Европы рассматриваемого исторического периода, показана стабилизация политической ситуации в Западной Европе к середине XI в., приведены карты Европы в середине VI в. и в середине IX в. Описано формирование культуры Западной Европы в период Раннего Средневековья. Проанализировано развитие системы западноевропейского образования в исследуемую эпоху, показана преемственность между римской школой и школой Раннего Средневековья. Излагаются общие закономерности развития науки в период Раннего Средневековья. В работе анализируются особенности участия в научной коммуникации своего времени писателя -энциклопедиста, философа, ритора и одного из создателей системы семи «свободных искусств», ставшей основой образования в эпоху Средневековья, Марциана Капеллы, а также знаменитого римского философа и государственного деятеля Северина Боэция, входящего в число наиболее почитаемых учителей Средневековья, чьи трактаты по арифметике и музыке, сочинения по логике и теологии, переводы логических сочинений Аристотеля стали фундаментом средневековой системы образования и философии.
В статье изложены результаты изучения представленности белорусских периодических изданий в международных информационно-аналитических системах Web of Science, Scopus, SCImago, Ulrichwebs, DOAJ, РИНЦ. В каждой из систем определена доля изданий открытого доступа, ведомственная и дисциплинарная принадлежность, а также библиометрические показатели журналов (при их наличии в системах). Осуществлен анализ периодики трех ведущих научных кластеров – Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования и Министерства здравоохранения. Определены основные журнальные библиометрические показатели. Анализ территориального ландшафта учредителей журналов в РИНЦ подтвердил доминирование столичного региона. Выявлено, что больше всего белорусских журналов открытого доступа представлено на платформе DOAJ. В зависимости от конкретной аналитической системы, преобладающие предметные тематики журналов различны. Сделан вывод, что в совокупности возможности информационно-аналитических систем можно использовать для многоаспектного анализа представленности научного ландшафта отечественных периодических изданий.
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА >
В статье рассматриваются основные источники комплектования библиотечного фонда Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Российской Федерации (ЦНСХБ). Выделены несколько основных групп источников: обязательный экземпляр, ведомственный депозит документов научных учреждений, дары и пожертвования от организаций, документообмен, лицензионные интернет-ресурсы. Показано, что обязательный экземпляр является основным источником пополнения фонда (80%). По другим источникам установлено постоянное снижение поступлений. Приведены данные в динамике за пять лет по поступлениям книг и журналов в библиотеку, свидетельствующие об относительной стабильности поступлений. Сделан вывод, что сложившуюся в настоящее время сетевую систему информирования об отраслевой научной издательской продукции нельзя считать удовлетворительной. Необходим единый портал в интернете, где были бы представлены информационные ресурсы всех издающих организаций.
В статье представлены результаты анализа тематической структуры поступлений национальных документов в фонд Белорусской сельскохозяйственной библиотеки путем индексирования материалов международных научных и научно-практических конференций учреждений Национальной академии наук Беларуси, поступивших в фонд в 2021 году терминами тезауруса AGROVOC. По итогам индексирования 1 262 научных статей из 20 отобранных источников сделаны выводы о тематике анализируемого массива путем выделения наиболее часто встречающихся терминов. Область сельскохозяйственной генетики, отраженная термином «генетические методы» – была самой популярной среди индексируемых статей; «внесение удобрений» и «защита растений» указывают на отражение вопросов земледелия; термин «радиоактивное загрязнение» принадлежит теме экологии, вопросы, посвященные пищевой промышленности также поднимались авторами анализируемых статей, на что указывает высокая частота повторения термина «продукты питания». В процессе индексирования данного массива было выявлено отсутствие некоторых терминов для отражения того или иного понятия. Сделаны выводы об эффективности использовании тезауруса AGROVOC для анализа тематической структуры поступлений национальных документов в фонд Белорусской сельскохозяйственной библиотеки.
ЧТЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ГУМАНИТАРИСТИКА И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ >
В статье приведены биографические данные деятелей сельского хозяйства, связавших своей деятельностью Смоленщину и Республику Беларусь. Материалы собраны в рамках международного проекта «Белорусские смоляне, смоленские белорусы», инициированного библиотекой Смоленского государственного университета при поддержке научно-образовательного центра Смоленского государственного университета «Россия и Беларусь: история и культура в прошлом и настоящем» в 2015 г.